Публичный конкурс "Учитель-дефектолог года"

Учитель-логопед Жукалина Наталья Викторовна

 

Должность: Учитель - логопед

Стаж работы: 16 лет

Контингент обучающихся с ОВЗ: дети с ТНР

Существующая педагогическая практика организации коррекционного образования воспитанников с ТНР:

  • Групповые, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Групповые проводятся в соответствии с АОП для детей с ТНР  3 раза в неделю. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся вне расписания занятий, с учётом режима работы детского сада и требований СанПин.
  • Создание единого речевого режима в детском саду. Воспитатели контролируют речь детей в течение всего дня, на занятиях (в том числе включают в них коррекционные задачи), в режимных моментах. Воспитатели проводят индивидуальную работу во второй половине дня по заданию логопеда. Планируются и организуются игры и упражнения на развитие фонематического слуха и лексико-грамматических навыков; упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения, для развития мелкой моторики.
  • Занятия учителя-логопеда проводятся по лексическим темам. Лексические темы присутствуют в планировании воспитателей, в организации РППС группы.
  • Создание речевой среды в группе для детей  с ТНР. В группах имеется коррекционный центр для индивидуальной работы с детьми.  Используются разнообразные материалы: книги, картинки, развивающие игры и карточки, а также аудиокниги и интерактивные приложения, помогающих воспринимать звуковую речь. В группе оборудованы центры познания и коммуникации детей, игры, где дети могут взаимодействовать друг с другом и развивать навыки общения в неформальной обстановке.
  • В практике учителя-логопеда присутствуют речевые ритуалы, такие как приветственные песни, рифмовки и стихи, которые пробуждают интерес к речи, обеспечивают положительную атмосферу, побуждают к общению.

Образовательная деятельность

    

На занятии "Животные жарких стран" дошкольники с ТНР обучаются  правильному употреблению слов и словообразованию через увлекательные дидактические игры и упражнения. В ходе занятия используется макет Африки, паззлы с изображениями животных, чтобы активизировать словарь на тему «Животные жарких стран».  Дети учатся подбирать синонимы и образовывать притяжательные прилагательные, задавать вопросы и поддерживать диалог. Дополнительные упражнения, такие как нейрогимнастика, развивают внимание, память и логическое мышление, а также крупную и мелкую моторику. Настольная игра «Угадай, кто Я?»  помогает детям закрепить навыки, пролученные на занятии.  Занятие направлено также на воспитание доброжелательности и навыков сотрудничества. Ребята узнают об интересных животных, их характеристиках и особенностях, что дополнительно стимулирует их речевую активность и развивает самостоятельность.

Сотрудничество с профессиональным сообществом

На мастер-классе по применению настольно-печатных игр в обучении дошкольников с ТНР  рассматривается, как эти игры могут способствовать развитию лексико-грамматического строя речи у детей. Цель  настольных игр — не только развлечь, но и создать поддерживающую среду для речевого развития. В ходе мастер-класса участники знакомятся с различными типами настольно-печатных игр, предназначенных для работы с лексико-грамматическими категориями. Обсуждаются принципы подбора и организации игр, показаны практические приемами их использования в процессе обучения. 

В теоретической части  исследуются сложные аспекты развития лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР и подчеркивается важность игровоого подхода, наглядности и системности в обучении. Игровой формат делает процесс усвоения знаний легким и увлекательным, способствует развитию активности и положительного эмоционального фона.

Практическая часть включает демонстрацию настольно-печатных игр, направленных на расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. Участники получают возможность увидеть разнообразные игры, такие как логопедическое лото, домино, логопедическая меморина, карточки с изображениями действий и др. и поучаствовать в придумывании  вопросов к игре "Угадай, кто я?" по лексическим темам. 

Взаимодействие с родителями

   Учитель-логопед активно работает в команде с педагогами, психологами и другими специалистами, что позволяет учитывать разные аспекты развития детей и разрабатывать комплексные подходы к их обучению.

Является членом ППк. Поддерживает постоянную связь с коллегами и членами консилиума, делится опытом и наблюдениями, что помогает найти наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ.

Регулярно встречается с родителями, объясняет важность логопедической работы, даёт  рекомендации родителям по помощи детям в домашних условиях. Традиционно родители приглашаются на открытые занятия, к участию в праздниках и досугах.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie